Телефон для справки:
03 октября 2014

В Санкт-Петербурге существуют и довольно благополучно развиваются крупные кластерные объединения

В Санкт-Петербурге существуют и довольно благополучно развиваются крупные кластерные объединения, служащие примером успешной внутри- и межотраслевой кооперации.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2030, одной из четырех стратегически важных целей на ближайшие 16 лет является обеспечение устойчивого экономического роста города. А конкретно – увеличение соотношения ВРП Петербурга к суммарному ВРП России на душу населения в 1,5 раза, увеличение выработки на одного занятого в промышленности в 2,5 раза (по сравнению с уровнем 2012 года). А также рост эффективности промышленности в целом и конкурентоспособности продукции отдельных промышленных предприятий, в частности, за счет роста инвестиционной и инновационной активности (к 2030 году доля инновационной продукции в общем объеме обрабатывающих производств должна составлять 30%).

В то же время, по данным Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), в 2014 году на реализацию инновационных программ и проектов в рамках государственного бюджета РФ запланировано выделить порядка 1,53 трлн рублей. Это примерно на 30% меньше прошлогодних показателей. Уровень расходов за первое полугодие, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, уже сократился до 450 млрд рублей (против 715 млрд рублей в 2013 году).

На фоне сложной экономической ситуации и дефицита бюджетных средств предприятиям выгодно выступать единым фронтом, повышая конкурентоспособность и инновационность производств за счет налаживания крепких внутри- и межотраслевых связей и создания общей инфраструктуры. То есть придерживаться кластерной политики развития. 

Сегодня в Петербурге действуют несколько как исторически сложившихся кластеров, так и объединений в стадии формирования. Среди них можно выделить автомобильную, судостроительную, фармацевтическую и радиологическую сферы, а также направления радиоэлектроники и информационно-коммуникационных технологий.

Автомобильный кластер

Одним из самых известных и активно развившихся в последние годы стал автомобильный кластер. Здесь размещены производства ведущих мировых автопроизводителей: Toyota, General Motors, Nissan, Hyundai, Scania и MAN. По итогам 2013 года доля петербургского автопрома в структуре общероссийского производства автомобилей составила более 20%. На перечисленных предприятиях занято более 8 тыс. человек.

В 2013 году на фоне общего по России снижения спроса и объемов производства заводы кластера не сократили выпуск – здесь было произведено более 392,8 тыс. легковых автомобилей, объем производства вырос, правда, лишь на условный 1%.

Для обеспечения предприятий кластера кадрами по просьбе автопроизводителей в городе организованы два центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов на базе профессионального лицея № 110 «Автосервис» и Санкт-Петербургского политехнического университета.

Радиоэлектроника

Инновационный территориальный кластер «Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций» был образован путем объединения двух ранее существовавших кластеров – Санкт-Петербургского кластера предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций и Санкт-Петербургского кластера информационных технологий. Базой также послужила организованная в 2008 году Ассоциация предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Петербурга. Входящие в ее состав предприятия при поддержке Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли ведут активные работы совместно с отраслевыми комитетами и организациями города (Жилищный комитет, Комитет по транспорту, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ОАО «Ленэнерго», ГУП «Петербургский метрополитен» и другие).

Здесь уже опробованы и внедрены проекты по мониторингу состояния и конструкционной безопасности зданий и сооружений, ресурсосберегающие системы освещения, создание и внедрение инвентаризационной геоинформационной системы, внедрение систем логистики специального и общественного транспорта на базе ГЛОНАСС-технологий, создание интеллектуальных систем антитеррора для метрополитена, железнодорожных вокзалов и так далее. 

По словам председателя Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максима Мейксина, радиоэлектронный комплекс сейчас составляет 11% от общероссийского объема и производит более 60% радиоэлектронной продукции Санкт-Петербурга. Совокупный объем производства предприятий кластера в 2013 году составил 44,64 млрд рублей.

Дальнейшее развитие кластера ориентировано на высокотехнологичные разработки и использование датчиков, приборов и автоматизированных систем, которые находят свое применение в различных сферах городского хозяйства и направлены на реализацию задач социально-экономического развития города в части обеспечения комплексной безопасности, ресурсосбережения, эффективности функционирования городского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и административных органов государственного управления для повышения качества жизни населения Санкт-Петербурга.

Медики и фармацевты

Пилотный инновационный территориальный кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий, расположенный одновременно на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, считается сегодня наиболее успешным. Он представляет собой исторически сложившуюся локацию более чем из 200 предприятий, включая 40 научно-исследовательских и 120 производственных организаций. Общее число сотрудников кластера составляет более 59 тыс. человек. Таким образом, развитие кластера строится на значительном потенциале региона в области создания, производства и внедрения в медицинскую практику инновационных лекарственных препаратов, воспроизведенных лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения.

Одна из приоритетных задач кластера – устранение системных проблем отрасли на уровне Российской Федерации, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Среди проблем эксперты отмечают технологическое отставание на всех этапах жизненного цикла лекарственного средства – от научных исследований до внедрения в медицинскую практику; отсутствие ориентации на применение инновационной продукции, что приводит к существенному объему затрат на низкоэффективные воспроизведенные лекарственные средства (дженерики) в структуре государственного заказа; отсутствие взаимосвязи между разработкой лекарственных препаратов, выпуском и внедрением в практику фармацевтической продукции и другие.

Судостроение

Комплекс судостроительных предприятий существует в городе если не со времен Петра Первого, то с советского времени точно. Развитие национального судостроения уже в формате отраслевого кластера, по мнению экспертов, является эффективной формой продвижения на рынке, для которого характерны высокая капиталоемкость инвестиционных проектов, значительная инерционность производственных решений, высокая технологическая и научная емкость.

Сегодня в Санкт-Петербурге находится больше 40 организаций судостроительной отрасли, на которых работают свыше 50 тыс. специалистов. Продукция индустрии судостроения составляет более 50% от всей петербургской продукции ОПК. Основу кластера представляют организации, входящие в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» – ведущие российские проектно-конструкторские бюро ОАО «ЦКБ МТ «Рубин», ОАО «СПМБМ «Малахит», ОАО «ЦМКБ «Алмаз», ОАО «Северное ПКБ», ОАО «Невское ПКБ», ОАО «ЦКБ «Айсберг». По их проектам строятся атомные и дизельные подводные лодки различных классов, корабли и суда, составляющие сегодня основу морских стратегических ядерных сил и сил общего назначения Военно-Морского Флота России и военно-морских сил иностранных государств.

Многие петербургские предприятия, поставляющие отдельные узлы и целые комплексы управления корабельным оружием, системы автоматики, судовую арматуру, электротехническую продукцию, выступают соисполнителями крупных заказов, в их числе: ОАО «Концерн «НПО «Аврора», ОАО «Пролетарский завод», ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», ОАО «Концерн «Гранит-Электрон» и многие другие.

Тем не менее доля российского судостроения в ежегодном объеме мирового рынка не превышает 0,5%. Сейчас судостроительная отрасль Санкт-Петербурга проходит этап реорганизации. По мнению экспертов, для развития отрасти необходимо определить стратегии ее рыночного развития, а также сформировать новые эффективные формы кооперации между предприятиями.

ИT-кластер 

По оценкам экспертов, ИT-индустрия Санкт-Петербурга составляет около 60% от общего объема по СЗФО. Петербургский ИT-кластер существует уже 15 лет и формируется сегодня некоммерческим партнерством «РУССОФТ» –одним из самых крупных объединений компаний-разработчиков программного обеспечения (ПО) России, появившегося в результате слияния консорциума «Форт-Росс» с Национальной ассоциацией разработчиков программного обеспечения. Сегодня НП объединяет более 70 компаний, работающих в области информационных технологий с общим штатом более 17 тыс. сотрудников в тесном взаимодействии с ведущими вузами. Среди участников – ГК «Транзас» (разработка продуктов и решений для морской индустрии), ОАО «НИЦ ПетербургаЭТУ» (Научно-инженерный центр Санкт-Петербургского электротехнического университета, специализация – разработка систем сбора, обработки, анализа и интерпретации данных), ЗАО «Ланит-Терком» (компания базируется в Петродворце и работает в тесной связи с СПбГУ, оказывает широкий спектр услуг – от разработки программно-аппаратных комплексов и реинжиниринга, до ИТ-консалтинга), компания PROMT (разработчик решений по машинному переводу для корпоративных и частных пользователей) и многие другие.

Отмечая 9 сентября 2014 года 15-летие партнерства, президент РУССОФТ Валентин Макаров назвал главной задачей «налаживание и поддержание конструктивного диалога между бизнесом и властью, отстаивание интересов российских разработчиков ПО в органах государственной власти, формирование условий для успешного развития бизнеса отечественных ИТ-компаний». Конкретно партнерство выступает за снижение налогов, совершенствование таможенного законодательства, построение сети современных технопарков по всей России и привлечение государства к поддержке международных проектов.

Инжиниринг и хай-тек

Объединение компаний формирует НП «Кластер Высоких технологий и Инжиниринга», а главной целью их деятельности названо «содействие развитию инжиниринга и HiTech на промышленных предприятиях Санкт-Петербурга посредством объединения и взаимодействия инжиниринговых и HiTech-компаний и установления конструктивного диалога между бизнес-сообществом, государственной властью, общественными и иными участниками экономических отношений».

В составе участников – ЗАО НПФ «Диполь» (подбор оптимальных технологий производственного процесса для промышленных предприятий различных отраслей, выполнение функции технического заказчика и генподрядчика при создании и техническом перевооружении промышленных предприятий), ООО «АСКОН-Северо-Запад» (разработчик и поставщик комплексных решений для автоматизации конструкторских, технологических и проектных работ), ГК «ТЕЛРОС» (работает в области инновационных комплексных систем безопасности и промышленной автоматизации, разработки технологий и создании интеллектуальных систем управления различными аспектами городской инфраструктуры) и другие.

Партнерами кластера выступают экономический университет (СПбГЭУ), электротехнический университет «ЛЭТИ» (СПбГЭТУ), НИУ ИТМО, Санкт-Петербургская инженерная академия, Институт инновационных технологий в бизнесе и Инженерный клуб.

Полимеры

Полимерный кластер функционирует на базе Делового полимерного парка – совместного проекта властей Санкт-Петербурга и завода по переработке пластмасс им. «Комсомольской правды», на площадке которого и обосновался парк. Деятельность компаний-партнеров включает поставки сырья и материалов, проведение научно-исследовательских работ, лабораторных исследований и натурных испытаний, разработку прототипов изделий, проектирование оснастки и изготовление пресс-форм, изготовление готовых изделий как малой, так и крупной серии по различным технологиям, инжиниринговые услуги, контроль качества и так далее.

Инновационная инфраструктура кластера включает в себя, во-первых, Российско-германский «Институт полимеров», в задачи которого входит сбор, анализ и систематизация информации по разработке и использованию современных конструкционных полимерных материалов в мировой практике, разработка инновационных технологий создания и переработки конструкционных полимеров, выпуск опытных партий изделий и их внедрение. Во-вторых, здесь создан Инженерный полимерный центр, где проводятся экспериментальные и теоретические исследования, ведется теоретическое изучение основ использования различных типов материалов и конструктивных элементов, проходят стендовые статистические и динамические испытания различных конструкций и разработок в широком ряде отраслей. В-третьих, в деловом парке организован специальный Центр прототипирования для обеспечения малых и средних инновационных предприятий Санкт-Петербурга и СЗФО, а также предприятий кластеров и ассоциаций Санкт-Петербурга доступом к интегрированной среде «проектирование – подготовка производства – опытное производство» для сокращения времени и стоимости разработки новых изделий из полимерных материалов, металлов и композитных материалов.

В настоящее время в кластере осуществляется ряд пилотных проектов по заказам ФГУП «ЦНИИ им. Крылова», ОАО «РЖД», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», а также в сфере ЖКХ, социальной и промышленной недвижимости и т.д. Центр внедрения «зеленых» энерго- и ресурсосберегающих технологий получил премию правительства Санкт-Петербурга за лучший инновационный проект, реализуемый в рамках кластера.

Станки и инструменты

На базе ОАО «Кировский завод» при поддержке администрации города, петербургского Союза промышленников и предпринимателей и Российской ассоциации производителей станкоинструментальной промышленности «Станкоинструмент» создан соответствующий кластер. Он объединяет производителей оборудования, комплектующих изделий и инструмента; научно-исследовательские институты; вузы и другие организации «взаимодополняющие друг друга и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом». В частности, здесь сложилось устойчивое сотрудничество между компаниями «Балт-Систем» (производитель систем ЧПУ), «СКБ ИС» (производитель измерительных систем), «АВА Гидросистемы» (производитель гидрооборудования), «Киров-Инструмент» (производитель оснастки и инструмента), «Санкт-Петербургский завод прецизионного станкостроения» (производитель прецизионного шлифовального оборудования), «Киров-Станкомаш» (производитель зубообрабатывающего оборудования), «Станкозавод ТБС» (производитель расточного оборудования).

Одним из ожидаемых результатов объединения предприятий в данный кластер является импортозамещение компонентов и комплектующих: систем ЧПУ, измерительных систем, гидрооборудования, программно-математического обеспечения.

Спецмашины и электроника

Соглашение о создании и развитии на территории Санкт-Петербурга инновационного территориального кластера специального машиностроения и электроники «Северо-Западный региональный центр» (СЗРЦ) было подписано в конце 2012 года, координатором новой структуры выступило ООО «СЗРЦ Концерна ПВО «Алмаз-Антей».

Основу научного, образовательного и производственного потенциалов кластера составляют пять якорных предприятий (ОАО «ВНИИРА», ОАО «ГОЗ», ОАО «ЗРТО», ОАО «КБСМ» и ОАО «РИРВ») и семь вузов (СПбГУТ, СПбГПУ, СПбГЭТУ, НИУ ИТМО, ГУАП, СПбГТИ(ТУ), БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова). При этом СПбГПУ и НИУ ИТМО получили статус национальных исследовательских университетов, а ОАО «ВНИИРА» – статус федерального научно-производственного центра. Кроме того, кластер включает три организации среднего профессионального образования, ООО «СЗРЦ Концерна ПВО «Алмаз-Антей», 17 компаний малого и среднего бизнеса. Численность работающих в кластере сейчас превышает 16 тыс. человек, почти половина из которых занимается исследованиями и разработками.

«Основными целями создания и развития кластера посредством объединения усилий и  консолидации интеллектуального, конструкторского и производственного потенциала в области производства машиностроительной и электронной продукции различного назначения являются активное содействие повышению конкурентоспособности и уровня инновационной активности, формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, увеличение доли промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации в общем количестве промышленных предприятий региона, развитие кадрового потенциала его участников, повышение качества жизни на территории базирования кластера», – поясняет заместитель генерального директора, директор Северо-Западного регионального центра Концерна ПВО «Алмаз-Антей» Михаил Подвязников.

Кто следующий?

Помимо перечисленных выше, в Санкт-Петербурге сегодня в разной степени  формирования находятся: аэрокосмический кластер, кластер лазерных технологий и оборудования, кластер водоснабжения и водоотведения, арктический кластер Санкт-Петербурга и другие структуры.

По данным председателя Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Петербурга Анатолия Котова, оборот петербургских организаций в 2014 году по сравнению с 2013 годом вырос на 8,8% и составил 3,4 трлн рублей. Основная доля оборота была сформирована обрабатывающими производствами (прирост 4,9%), строительными организациями (прирост 8,6%) и организациями торговли (прирост 16,8%).

Можно предположить, что предприятия, так или иначе задействованные в этих трех наиболее успешных сферах, могут задать импульс развития для новых кластерных направлений. В Концепции развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга на период до 2020 года также отражена возможность создания кластеров легкой и пищевой промышленности. А по мнению ряда экспертов, кластерный подход также будет эффективен в сфере ЖКХ, что поможет существенно повысить качество предоставляемых петербуржцам коммунальных услуг.


Источник: Эксперт Северо-Запад

«Компания проводит большую работу по созданию промышленно-конструкторских зон, первая из которых создается здесь, в Санкт-Петербурге. Посещая такие предприятия, убеждаешься и в перспективах, и в большом техническом, инженерном, научном и профессиональном потенциале России».
Сергей Нарышкин