Телефон для справки:
17 мая 2014

От первого трактора до пусковой ракетной установки С-300

Музей остался по сути прежним. Просто сменил место жительства. Если раньше он находился в небольшом помещении в здании дирекции завода, вход куда был только по пропускам (да и знали о котором немногие), то нынешний расположился в отдельном двухэтажном здании прямо на проспекте Обуховской Обороны, в пяти минутах ходьбы от станции метро «Пролетарская».

Те, кто смотрел парад на Красной площади 9 Мая, видел грозные и завораживающие боевые машины, идущие по мостовой. Так вот, добрая половина из них сконструирована и собрана на Обуховском.

Завод, входящий сегодня в концерн «Алмаз — Антей», как 100 лет назад, так и сейчас продолжает играть весомую роль в жизни страны. Поэтому открывшаяся площадка — это не собрание производственных древностей отдельно взятого предприятия (как может показаться на первый взгляд), а в сущности — музей развития оборонки.

— Обуховский завод ведь очень интересен, — рассказала «Вечёрке» директор музея Надежда Виноградова. — В свое время он соревновался с империей Круппа и в итоге победил ее. Сюда приезжали учиться американцы. Здесь был создан первый отечественный танк, первый трактор. Музей можно сравнить с энциклопедией российского ВПК — самого передового в мире. К нам на экскурсии постоянно приходят школьники, курсанты военных училищ, приезжают из разных городов и стран историки, конструкторы. Сейчас, надеемся, посетителей станет еще больше. Заметим, что первый музей Обуховского завода был основан еще в конце XIX века — просуществовал он до конца 1920-х годов, затем был ликвидирован. Спустя почти 50 лет, в 1976-м, музей создали вновь (Музей трудовой, революционной и боевой славы), инициаторами его открытия выступили ветераны и профсоюзные работники. Нынешний музей разместился в здании 1901 — 1902 годов постройки, в котором ранее находились производственные конторы и бюро.

Экспозиция его располагается в шести залах. «Основание». «Три революции». «Завод в 20 — 30-е годы». «Великая Отечественная война». «Вклад в развитие науки и техники». «Развитие с 1946 по 2013 год». Среди экспонатов — узорчатая чугунная винтовая лестница, отлитая в конце XIX века. Канализационные люки Петербурга — Петрограда. Рабочий стол начальника завода, который стоял в кабинетах руководителей разных поколений с 1890 по... 2006 год! Многочисленные уменьшенные модели пушек, военных кораблей, зенитных установок. Имеются раритетные фотографии, например того же первого русского танка «Т-18». Или снарядной мастерской в 1912 году.

Или самолета «Р-1»: похожий на картонный «кукурузник», он, оказывается, единственный среди 14 самолетов других конструкций сумел совершить в 1928 году перелет из Москвы в Токио.

Хотя экспонатов, надо признать, на тысячу квадратных метров площади и богатую историю все-таки немного. Музейщики говорят, что экспозиции будут расширяться.  В полноценном режиме музей начнет работать с середины лета. Время работы — с 10 до 17 часов в будни.

Вход — свободный.

«В нашем городе открылся новый музей. И я очень благодарен руководству предприятия, что оно так внимательно отнеслось к этому делу. Музейщики знают: нет ничего важнее музеев! Обуховский завод — один из символов Петербурга. Поэтому открытие этого пространства очень важно для и города, и для его настроения».

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа

Кстати

Основан Обуховский завод был в 1863 году товариществом Обухова и Путилова. Спустя 10 лет на нем впервые в России освоили производство бессемеровской стали, а еще через 6 лет — мартеновской. На крейсере «Аврора», кстати, установлены пушки, отлитые именно на Обуховском заводе. Интересно, что завод имел свой собственный флаг — его ему пожаловал Николай II (такие флаги имели в России еще Балтийский, Адмиралтейский и Ижорский заводы). К 1913 году здесь изготавливалось 90% вооружения для Российского императорского флота и более 50% всей техники для сухопутной армии. С 1922-го по 1992 год завод носил имя «Большевик». Сегодня он является ведущим в сфере военно-промышленного комплекса, атомной энергетики, гражданского судостроения.


Источник: Вечерний Петербург

«Консолидация в одном кластере предприятий разной направленности позволит избавиться от проблем по загрузке производственных мощностей и кадров по завершении рассчитанной до 2020 года государственной программы вооружения».
Михаил Подвязников